Деловой туризм в Крыму :Корпоративная культура в Украине.
Деловой туризм в Крыму : Корпоративная культура в Украине.
Корпоративная культура в Украине.

Украинская корпоративная культура

Основные результаты

Главный вывод по результатам исследования звучит весьма оптимистично: украинский бизнес уже сформировал или вскоре сформирует свою, особую корпоративную культуру.

И хотя доля пессимистов, считающих, что Украина в лучшем случае только в начале этого пути, тоже достаточно высока, оценка самими опрошенными реального положения дел в своих компаниях подтверждает правомерность этого вывода. Более половины представителей украинских компаний считают свою корпоративной культуру сильной и эффективной.

 

Что же вкладывают специалисты в само понятие корпоративной культуры? Как показал опрос, среди специалистов на сегодняшний день наиболее популярны следующие варианты определения этого понятия.

 

  • Корпоративная культура - это корпоративные ценности и нормы, писанные и неписанные правила, по которым живет компания - 67,4%
  • Корпоративная культура - это система корпоративных коммуникаций, направленных на достижение баланса интересов внутри компании - 25,6%

 

Опрос показал, что понятие корпоративной культуры вполне прижилось в практике управления бизнесом в Украине, особенно среди HR-специалистов - 79% опрошенных и более 85% HR-специалистов назвали это понятие рабочим для практики управления бизнесом. Более того, по мнению большинства опрошенных (58%), интерес к этому понятию только растет. Таким образом, можно смело прогнозировать, что в ближайшие годы украинский бизнес будет уделять все большее внимание развитию корпоративной культуры.

Чем же определяется облик формируемой украинской корпоративной культуры? Опрошенные считают наиболее сильными факторами влияния - личность основателя или руководителя компании,  и задачи, стоящие перед ней на данном этапе развития.

"Западная" модель оказывает сильное влияние на формируемую культуру украинского бизнеса - сопоставимое с влиянием, оказываемым на нее всеми предшествующими периодами организационного развития в Украине.

 

Одновременно происходит адаптация "западной" модели к украинским реалиям, и, судя по всему, это не только не снижает, а наоборот, повышает эффективность работы международных компаний, работающих на отечественном рынке.

Следует отметить, что исходные матрицы, закрепленные в стереотипах "типичной украинской" и "типичной западной" культур, по мнению опрошенных, диаметрально отличаются друг от друга. Главным отличием является ориентация на власть, в первом случае, в противовес ориентации на задачу, во втором.

Различия этих двух типов культур столь глубоки, что они прослеживаются даже на уровне глубинных, цветовых ассоциаций.

В целом, по своим характеристикам "западная" модель значительно более упорядочена и более ориентирована на персонал, а не на руководство. Главным достоинством типично "украинской" культуры опрошенные считают ее гибкость, адаптивность.

В результате взаимного влияния формируется действительно особая корпоративная культура. 44% опрошенных убеждены, что корпоративная культура эффективных украинских компаний не похожа ни на "западную", ни на традиционную "украинскую" модель. Реальный портрет культуры компаний, работающих на украинском рынке, отличается от обеих моделей-стереотипов. Главный тренд, который в этом прослеживается, - попытка создать культуру, сходную с "западной" моделью по упорядоченности, но более гуманную - культуру "с человеческим лицом".

Следует также отметить, что на сегодняшний день во многих компаниях достигнута высокая степень осознания собственной корпоративной культуры, особенно ее идеологической составляющей - свыше 60% опрошенных компаний обладают документально закрепленными миссией и ценностями. В то же время, существенно ниже процент компаний, обладающих четким поведенческим кодексом (менее 20%). Видимо, предстоит еще немалый путь от формулировки идеалов до определения, и тем более соблюдения, реальных норм и правил поведения.

Какова же оптимальная схема управления формированием корпоративной культуры? Преобладающим на сегодняшний день среди специалистов мнением является не закрепление этой задачи за PR- или HR- подразделением компании, а их совместная работа.

Выделение этой задачи в компаниях в отдельный функционал является пока скорее исключением, чем правилом. Однако вполне назревшим является введение в компаниях специальной должности, в функционале которой закреплена задача развития корпоративной культуры - в этом убеждено 44% опрошенных.

Что же является основным результатом развития корпоративной культуры компаний? Прежде всего, уровень мотивации персонала, имидж компании среди клиентов и ее репутация как работодателя.

Вряд ли можно ожидать прямого влияния корпоративной культуры на текущую экономическую эффективность, но вполне очевидно, что развитие корпоративной культуры - это инвестиции в сегодняшнюю стабильность и будущую перспективу, инвестиции в рост нематериальных активов.

 
Карта Крыма

Выбор объектов размещения, проведения конференций, тренингов и презентаций по регионам Крыма